6 февраля 2013 г.

Что такое China-NСAP?




Рассказывая об автомобилях Great Wall, мы не без гордости упоминаем отличные результаты новых моделей в краш-тестах C-NCAP. Хотите узнать, что это за тест и насколько он соответствует стандартам эталонного Euro-NCAP? Тогда читайте дальше!

Любой автопроизводитель не скупится на комплименты собственным новинкам, в том числе с точки зрения их безопасности. Именно поэтому со временем возникла необходимость в проведении независимых испытаний, которые помогли бы не только оценить уровень безопасности авто, но и поднять планку для производителей на новую высоту.

Наиболее авторитетными независимыми краш-тестами автомобилей являются европейский Euro-NCAP и американский IIHS-NCAP. Но реальность такова, что производители поставляют на рынки подчас совершенно разные модели и тот же Euro-NCAP просто не способен организовать краш-тесты машин, продающихся в Австралии или Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно поэтому появились такие тесты, как ANCAP (Австралия), JNCAP (Япония), Asean-NCAP (Азиатско-Тихоокеанский регион), KNCAP (Корея), LatinNCAP (Южная Америка) и, конечно же, C-NCAP в Китае. О нем и поговорим.

Как все начиналось

China NCAP или C-NCAP – это национальная программа испытания безопасности автомобилей, учрежденная CATARC (Китайским центром автомобильных технологий и исследований). CATARC был основан еще в 1985-м году и с тех пор превратился в крупнейший научный центр, в котором занято более 2 000 человек. В двухтысячных годах, когда китайская автомобильная промышленность начала вырастать из коротеньких штанишек, а развитие внутреннего рынка напополам с амбициями производителей пошло семимильными шагами, возникла необходимость в приведении национальных стандартов безопасности к мировым стандартам.




В 2006-м году CATARC создала собственный испытательный центр и учредила тест C-NCAP, основанный на опыте других испытательных центров. За последние шесть лет методика тестирования дважды менялась – в 2009-и и 2012-м годах – становясь совершеннее и значительно более требовательной по отношению к безопасности автомобилей. Так, с 1 июля 2012-го года в итоговую оценку впервые включены результаты воздействия на манекены, имитирующие задних пассажиров. Скорость фронтального удара с 40-процентным перекрытием увеличена с 56 до 64 км/ч. При подсчете финального результата учитывается наличие систем активной безопасности, а также уровень защиты пассажиров от травм шеи при ударе сзади.

Как тестируют?

В рамках теста безопасности C-NCAP проводится основной и дополнительный тесты: собственно сам краш-тест, а также испытания на топливную экономичность. Какие же испытания приходится пройти автомобилям, которые попадают в руки сотрудников C-NCAP?

Все начинается с фронтального краш-теста о твердый барьер со 100-процентным перекрытием. Удар происходит на скорости 50 км/ч, при этом в салоне находится пара манекенов-«мужчин» на передних сидениях, а также манекены, имитирующие женщину и ребенка на задних сиденьях.



Значительно сложнее преодолеть фронтальный тест с 40-процентным перекрытием, который с 2012-го года проводится в соответствии со стандартами Euro-NCAP на скорости 64 км/ч, а авто ударяется о деформируемый барьер. В салоне в этот момент находится один «взрослый» манекен на месте водителя.






Боковой удар о движимый деформируемый барьер также является суровым испытанием. Удар приходится в район средней стойки автомобиля, скорость составляет 50 км/ч, а участником теста является манекен на месте водителя.








Большое количество травм разной тяжести пассажиры в салоне получают при ударе сзади. Именно поэтому тщательному испытанию подвергается система сиденья/подголовников и ремней безопасности. Сиденье с системой ремней безопасности устанавливается на салазках, которые резко разгоняются до 15,65 км/ч, имитируя, таким образом, удар сзади. При этом используется специальный манекен с датчиками, фиксирующими нагрузку на шейные позвонки.

Как оценивают?

Максимальная оценка, которую может получить авто в ходе краш-теста – 62 балла C-NCAP. Высший балл за каждый из основных трех тестов (оба фронтальных и боковой удары) – 18. Тест защиты пассажиров от удара сзади принесет еще 4 балла. Система напоминания о непристегнутом ремне и система ISOFIX добавляют в копилку 1,5 и 0,5 баллов соответственно. Еще по одному баллу автомобиль–счастливчик может получить за боковые подушки и ESP. Сумма баллов за три основных теста, а также бонусные очки составляют суммарную оценку за краш-тест.

А вот таблица соответствия звезд и баллов:

≥60 баллов – 5+ звезд
52 (включительно) – 60 баллов – 5 звезд
44 (включительно) – 52 балла – 4 звезды
36 (включительно) – 44 балла – 3 звезды
28 (включительно) – 36 баллов – 2 звезды
Менее 28 баллов – 1 звезда, машина-убийца:-)

Как производители становятся участниками программы?

Участие в программе краш-тестов C-NCAP – дело сугубо добровольное, поэтому производители сами подают заявки в CATARC. Получив «добро», они оплачивают стоимость теста и после этого могут только надеяться на Удачу и качество собственного авто. Автомобиль для краш-теста приобретается в розничной сети у «случайного» дилера, причем процесс приобретения и дальнейшего тестирования могут контролировать представители СМИ. А вот сиденье с системой ремней безопасности предоставляет производитель.




Если результаты краш-теста неудовлетворительны, производитель может внести изменения в конструкцию и комплектацию автомобиля, и подать заявку на повторное испытание, но не ранее чем через год, чтобы внесенные изменения гарантированно были запущены в серию, а не присутствовали на единичном авто. Если и повторный тест машина «завалила», третий раз участвовать в тесте она не сможет.

Как видите, краш-тест C-NCAP – это серьезное мероприятие, которое может принести производителю и автомобилю, как славу, так и громкий провал. Тем не менее, покупателям автомобилей стоит всегда помнить, что пяти звезд за безопасность не вполне достаточно для того, чтобы обойти законы физики. Поэтому лучший способ сохранить себя и свой автомобиль в безопасности – не обгонять своего ангела-хранителя:-)

Комментариев нет:

Отправить комментарий